Содержание
В подавляющем большинстве строящихся сегодня дачных домов, коттеджей и таунхаусов есть гаражи. Требования к отделке этого «чисто мужского» помещения до последнего времени были невысоки, и обустраивали его по остаточному принципу. Однако постепенно в нашу жизнь стал проникать западный стандарт «гаражного быта».
В большом городе пределом мечтаний автовладельца является тесный бетонный бокс в многоэтажном комплексе. Но зато в загородном доме можно попробовать реализовать мечту об идеальном гараже — светлом, просторном, отделанном современными материалами и хорошо оснащённом.
Задуматься о выборе ворот необходимо ещё до начала строительства гаража. Именно тогда следует определиться с габаритами проёма (чтобы держаться в рамках стандартов производителей), типом открывания конструкции и способом её крепления.
Распашные ворота из металлопроката просты и надёжны. Если петли приварены на совесть и установлен хороший замок, то в этой конструкции практически нечему ломаться. Разумеется, зимой перед въездом в гараж придётся чистить снег и скалывать лёд; кроме того, нужно предусмотреть возможность фиксации створок в открытом положении — иначе их будет захлопывать ветер. Сегодня в продаже появились изделия с порошковым покрытием, стойкие к коррозии, правда стоят они в 2,5 раза дороже неокрашенных. В любом случае имеет смысл соорудить козырёк, чтобы дождь не попадал на створки и петли (навес будет полезен вне зависимости от выбранного типа ворот). Заметим, что створки обязательно должны быть усилены рёбрами жёсткости из уголка или профильной трубы, а лучший вариант коробки — двойная из уголка. Такая коробка охватывает торцы стен (её устанавливают на место до начала строительства последних) и укрепляет проём. Этот способ монтажа считается самым надёжным.
Секционные гаражные ворота исправно работают в нашем климате и становятся всё популярнее. Их полотна, состоящие из широких горизонтальных панелей (секций), при открывании перемещаются на роликах по изогнутым направляющим и убираются под потолок. В принципе, можно сделать и так, чтобы в открытом положении полотно располагалось у одной из боковых стен; но это мешает хранить в гараже вещи, к тому же возрастает вероятность засорения механизма. Секции представляют собой сэндвич-панели с оболочкой из стали и полиуретановым заполнением. Они скреплены друг с другом петлями и оснащены уплотнителями из модифицированного каучука, поэтому конструкция практически не продувается. Для уравновешивания массы полотна служит торсионный механизм, который располагают изнутри гаража над проёмом, а если высота притолоки недостаточна, то на потолке, позади направляющих. Главные преимущества секционных ворот — компактность и возможность оснащения сравнительно недорогим, безопасным и долговечным электроприводом. Что касается выбора цветов, то сегодня ведущие производители предлагают не менее десятка вариантов отделки, в том числе весьма удачные имитации дерева. Правда, многие оттенки доступны только в заказной программе.
Роллетные ворота — это хорошо знакомые всем рольставни, только большого размера и с упроченным полотном. Последнее состоит из алюминиевых профилей, соединённых друг с другом особым замком (сплошным по всей длине профиля), и при открывании наматывается на барабан, который расположен в стальном коробе прямоугольного или полукруглого сечения. Этот короб можно разместить как над проёмом (изнутри помещения или снаружи), так и в проёме, под притолокой. Роллетные ворота совершенно не требуют места для открывания, могут быть оборудованы электроприводом, а их полотна не боятся коррозии, а окрашивают их в самые разные цвета палитры RAL (например, группы компаний “Алютех” и “Дорхан” предлагает роллеты 10- 6-ти цветов). Однако по теплоизоляции и взломостойкости они уступают секционным.
Строгих правил, касающихся определения габаритов гаража, нет. Обычно исходят из того, что ширина помещения должна составлять около 3 м, длина – около 5,5, а высота 2,2—2,4 м. Этого вполне достаточно, чтобы поместился автомобиль, можно было открыть его дверцы и осталось немного места для хранения автопринадлежностей. Но в загородном доме в гараже часто приходится держать велосипеды, садовый инвентарь и мототехнику; не помешает и небольшая мастерская.
В секционных воротах компании ≪АЛЮТЕХ≫ использованы сэндвич-панели толщиной 45 мм, сопоставимые по теплоизоляции с кирпичной стеной толщиной 60 см. Благодаря высококачественному полиуретановому покрытию полотно ворот очень долго сохраняет привлекательный внешний вид. Испытания подтвердили устойчивость его деталей к коррозии в течение 15–20 лет. Все секционные ворота уравновешены пружинным механизмом, благодаря чему поднять или опустить полотно вручную сможет даже хрупкая женщина. Конструкция полностью соответствует требованиям европейских норм безопасности: исключена возможность падения полотна, защемления пальцев и других травм при пользовании ею.
Дренаж. Зимой ваш автомобиль регулярно доставляет в гараж порции снега, при таянии которого на полу образуются лужи и повышается влажность. Чтобы избежать этого, а заодно получить возможность смывать пыль и грязь с пола струёй воды под давлением, нужна дренажная система. Одну из дрен (каналов, закрытых решётками) следует расположить у ворот; при необходимости устраивают дополнительные дрены вдоль стен. Полу придают небольшой уклон в направлении дренажных каналов. а из них воду направляют через коллектор в ливневую канализацию, а при её отсутствии — в дренажный колодец. Если гараж расположен в цокольном этаже, скорее всего, придётся оборудовать систему автоматическим насосом.
Вентиляция. Естественной вентиляции, как правило, недостаточно для того, чтобы поддерживать относительную влажность в гараже на приемлемом уровне (не выше 60%). С задачей способны справиться лишь принудительная вытяжка либо приточно-вытяжная система на базе моноблока с рекуператором тепла (последний позволяет сократить расходы на отопление) . Заметим, что вытяжные отверстия лучше всего расположить поблизости от пола, так как именно здесь скапливается сырой и холодный воздух. При расчёте исходят из того, что на 1 м2 площади помещения необходимо 15–20 мм диаметра вентканалов, работающих «в одну сторону».
Отопление. Зимой в гараже следует поддерживать температуру не выше 10 °С. Для обогрева можно использовать водяные и масляные радиаторы, тепловентиляторы, керамические конвекторы, системы воздушного отопления.
Рассмотрим плюсы и минусы наиболее популярных способов отделки потолка и стен гаража.
ПВХ-панели (пластиковая вагонка) позволяют форсировать работы и значительно сэкономить. Обычно панели прибивают степлером к обрешётке из деревянных реек, расположенных с шагом 40-60 см. В пространстве под панелями можно без труда скрыть электрокабели. Однако данный способ отделки уменьшает площадь гаража, и в дальнейшем наверняка возникнут трудности с креплением к стенам полок и навесного оборудования. К тому же у самих панелей есть серьёзные недостатки — горючесть (с выделением ядовитых веществ), электростатичность (поверхности будут быстро покрываться пылью) и низкая прочность.
Штукатурная смесь должна быть на цементной, а не на гипсовой основе. Гипсовая штукатурка плохо переносит перепады влажности и температуры, а в гараже их никак не избежать. Разумеется, в этом помещении не требуется «выводить» поверхности так же тщательно, как в жилых комнатах, поэтому стоимость работ может быть снижена как минимум в 1,5 раза. Неровности нетрудно скрыть при помощи набрызга жидкого раствора (шубы) или матовой текстурной краски.
Обшивку ГКЛ и ГВЛ применяют в гаражах сравнительно редко: обходится она не дешевле «мокрой» штукатурки и при этом значительно уступает последней по долговечности: сравнительно мягкий гипсокартон легко повредить, например, при замене колёс. Подвесной потолок из ГКЛ монтируют лишь в том случае, если необходимо проложить воздуховоды системы вентиляции. Но заметим, что подвесная или подшивная конструкция из ГКЛ может затруднить монтаж секционных ворот, направляющие которых нужно прочно крепить к потолку.
Керамическая плитка прочна и гигиенична. Но хотя сегодня в продаже есть сравнительно недорогой керамогранит (от 500 руб. за 1 м2) с учётом подготовки поверхностей и монтажа он обойдётся в 3-5 раз дороже штукатурки. А если, попытавшись сократить расходы, вы прибегните к услугам непрофессионалов, велик шанс, что со временем отделка просто отвалится от стен. Но есть и другой способ сэкономить: облицевать стены не на всю высоту, а лишь до отметки 1,2-1,5 м от пола, а выше их можно окрасить любой влаго- и износостойкой краской.
Краски для гаража лучше выбрать не интерьерные, а фасадные, так как последние лучше переносят воздействие влаги. В гараже велика вероятность появления на стенах масляных пятен. Смыть их практически невозможно, поэтому надо приготовиться к тому, что раз в 2-3 года стены придётся подкрашивать, предварительно удалив основные загрязнения мыльной водой или органическим растворителем.
Как правило, со временем в гараже скапливается множества вещей — нужных и не очень. При этом часто они находятся в беспорядке, и вы не можете найти среди куч хлама необходимые инструменты или срочно понадобившийся вашим детям спортивный инвентарь. Простым и эффективным решением проблемы может стать современная модульная система хранения. Она состоит из очень прочных отделочных панелей с горизонтальными пазами и консольно закрепляемых в этих пазах полок и специализированных держателей — для лыж, велосипедов, мячей и т. д. Особенность системы в том, что все предметы находятся на виду, а пол при этом свободен, благодаря чему вы имеете возможность свободно передвигаться по гаражу и смывать шлангом привезённую на колёсах грязь. Есть у такой системы и ещё один плюс: её легко «настраивать» под изменившиеся потребности. Все полки и кронштейны можно без труда передвинуть как по горизонтали, так и по вертикали, и очень просто установить новые элементы. А для хранения крупногабаритного инвентаря можно использовать потолочные модули.
Дорожные технологии. Пол в гараже обязан быть прочным, стойким к маслам и растворителям, простым в уборке и не должен пылить. Разумеется, неплохо было бы сделать его ещё и красивым. Тротуарная плитка имеет существенный недостаток: в межплиточных швах скапливается грязь и пыль. Подошел бы асфальт, но его невыгодно укладывать на небольших площадях; к тому же это покрытие надолго наполнит гараж характерным ароматом. Поэтому оптимальным считается ровный бесшовный бетонный пол — армированная стяжка, отлитая по плите фундамента или песчано-гравийной подсыпке. При этом для основного слоя используют тяжёлый бетон марки не ниже 200, а для выравнивающего — цементно-песчаный. Наилучшего качества поверхности можно добиться с помощью шлифовки стяжки специальной машиной. Но бетонный пол некрасив, впитывает влагу и химические вещества и недостаточно стоек к механическим нагрузкам: шипы зимних колёс разрушают поверхность и увеличивают количество бетонной пыли. Поэтому стяжку необходимо упрочить или уложить поверх неё специальное покрытие. Упрочнители для бетона — это различные составы (их выпускают в виде сухих смесей и жидкостей), увеличивающие твёрдость верхнего слоя стяжки. Они довольно разнообразны по химическому составу, однако в целом подразделяются на плёночные и пропитывающие. Первые наносят на ещё не высохший пол, чтобы предотвратить быстрое испарение влаги из его верхнего слоя и обеспечить нормальную гидратацию цемента. Таким способом можно добиться повышения прочности бетона в 2-3 раза: материал почти не пылит и не выкрашивается в процессе эксплуатации. Проникающие упрочнители «запечатывают» поры бетона. Как правило, их наносят на уже высохшее (или набравшее 70-80% прочности) основание. К проникающим составам относятся и различные полимерные красители, с помощью которых можно не только обеспылить бетонный пол, но и придать ему декоративные свойства.
Наливные цементно-полимерные полы продаются в виде сухой смеси в мешках. По сути это прочный и стойкий к воздействию влаги и масла ровнитель бетонной стяжки. Укладывают его слоем толщиной не более 10 мм. В раствор можно добавить пигмент, однако это несколько уменьшит прочность поверхности. Главный недостаток цементно-полимерного пола — высокие требования к подготовке основания — оно должно быть тщательно высушено, обезжирено и загрунтовано. Нанесение раствора лучше поручить профессионалам.
Наливные полимерные полы. Эти покрытия для бетона производят на основе эпоксидных, полиметилметакрилатных, полиуретановых и других смол. Такие полы чрезвычайно прочны и долговечны, а путём добавления каменных гранул или особых минеральных «чипсов» им можно придать противоскользящие и декоративные свойства. Но полимерные составы ещё более «капризны», чем цементно-полимерные: они требуют машинной шлифовки основания, а малейшая ошибка в ходе подготовительных работ может привести к отслоению тонкого (всего 2-3 мм) финишного слоя. Наливные магнезиальные (бишофитно-магнезитные) полы обойдутся дешевле полимерных, хотя и их укладку должны осуществлять профессионалы, так как материал быстро твердеет. Покрытие на основе магнезиального цемента представляет собой очень твёрдый светло-серый искусственный камень (для изменения цвета используют пигменты и декоративные заполнители). Материал стоек ко многим агрессивным веществам, но плохо переносит воздействие влаги. Поэтому и основание, и финишную поверхность нужно обработать водоотталкивающими составами.
Пластиковая плитка — особый вид напольного покрытия, специально разработанный для гаража и довольно популярный на Западе. Её укладывают на бетонную стяжку плавающим способом, то есть скрепляя элементы друг с другом, но не приклеивая к основанию. Получается водопроницаемый настил, наподобие террасного. Чтобы вода не застаивалась под ним, необходимо предусмотреть дренаж основания (о том, как это сделать, мы расскажем ниже). Плитки выпускают разных цветов, и если комбинировать два или три оттенка, можно собрать очень красивое покрытие. Вот только износостойкость его не слишком высока.
Смотровая яма и лебедка для подъёма двигателя нужны в гараже лишь в том случае, если вы сами занимаетесь крупным ремонтом автомобиля. А вот хороший компрессор и мойка высокого давления будут полезны в любом случае. Если у вас два комплекта колёс на дисках – зимний и летний, то хорошую службу могут сослужить мощный гидравлический домкрат и пневматический гайковерт. Это оборудование позволяет за считанные минуты «переобувать» автомобиль по погоде, навсегда забыв об очередях в шиномонтаж.
Традиционным освещением для гаража считаются люминесцентные трубки (дневного света). Обычно исходят из того, что на 1 м2 помещения требуется 6–10 Вт мощности светильников (при использовании обычных ламп накаливания — 16–20 Вт). Разумеется, лучше установить несколько приборов в разных частях гаража. Ещё более равномерное освещение обеспечивают точечные светильники, расположенные на расстоянии примерно 1,5 м друг от друга. Мощность каждого из них должна быть не менее 25 Вт, но если высота помещения превышает 2,4 м, потребуются лампочки по 40 Вт.
Автоматика для секционных гаражных ворот Какую автоматику выбрать для гаражных ворот, вальную или потолочную? Какой…
Уход за автоматическими секционными воротами Секционные гаражные ворота это конструкция, которая, если не вдаваться в…
Не работает пульт от роллет или ворот? Уменьшение зоны действия пульта ДУ от ворот или…